Исторические справки

Слово «КАЗАК» различными авторами толкуется и производится различно:
1) от «косогов» — народа Кавказского,
2) от «казар» — народа Скифского,
3) от «Касахии» — Закавказской области, упоминаемой Константином Багрянородным,
4) от «каз» — турецко-татарского слова, означавшего «гусь»,
5) от «ко» и «зах» — монгольских слов, означающих: первое — «броня, латы, защита», а второе — «межа, граница, рубеж»; откуда «ко-зах» значит —«защитник границы»,
6) от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XIV веке,
7) от именования этим именем у бухарцев — Киргизского народа,
8) от значения этого слова на половецком языке — «страж», «передовой», но ни одно из этих толкований не может быть безусловно правильным.
1444 г. — Первое упоминание летописи о казаках, обитавших по Червленому Яру, имеется в расказе о набеге Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский.
1502 г. — Первое упоминание летописи о городовых рязанских казаках, в наказе великого князя Московского Иоанна III к великой княгине Рязанской Агриппине
1538 г. — Первое упоминание летописи о вольных казаках в Южных пределах Руси в ответе Московского правительства на жалобу нагайцев
1549 г. — Первое упоминание летописи о Донских казаках, в жалобе князя Нагайского Юсуфа к Царю Иоанну IV
1552 г. — Первое упоминание летописи о Донских казаках в составе русского войска при покорении Казани. (Прим. Указание это не вполне достоверное, так как некоторые летописцы называют этих казаков не Донскими, а городовыми.)
1560 г. — Первое упоминание летописи о Волгских казаках вышедших с Дону
1570 г. Января 3. — Первое упоминание о царском жаловании Донским казакам в грамоте, привезенной на Дон боярином Иваном Новосильцевым — факт, послуживший к установлению с сего числа старшинства Донскому войску.
1571 г. Февраля 16. Первый «устав сторожевой станичной службе», составленный боярином князем Воротынским и впервые разделивший точно казаков: на городовых или полковых и на сторожевых или станичных.

Добавить комментарий